Я увлекаюсь уличной фотографией, портретами и случайными пейзажами, поэтому съёмка на 400 мм для меня открыла совершенно новый и удивительный мир, где всё, что я знал о композиции и кадрировании, приходилось изучать с нуля. Для меня фокусное расстояние 400 мм выходило далеко за пределы моей зоны комфорта, которая начиналась где-то от 15-20 мм и заканчивалась в районе 135 мм. Поэтому сначала снимать с Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF было довольно неудобно, однако довольно быстро я начал к нему привыкать и былые ограничения зеркально-линзового объектива в итоге стали сильными сторонами.
Использование этого объектива дало мне возможность заново познакомиться с историческим прошлым моего города. Я живу в Риеке (Хорватия), на северном берегу Средиземного моря. Про некоторые части света говорят, что они создают больше истории, чем могут поместить. В случае с моим городом это означает, что в течение 20 века он был частью не менее девяти государств, монархов и правителей, начиная с Австро-Венгерской империи и кончая независимой Хорватией. Это означает, что люди, родившиеся в 20-30-х годах прошлого века и живущие до сих пор, за свою жизнь видели, может быть, полдюжины изменений исторического масштаба. Каждая эпоха оставляла свой след в архитектуре сецессиона, доминирующего стиля того времени в Австро-венгерской империи, наиболее представленного в центре города. Еще несколько шагов, и вы увидите влияние итальянской архитектуры, особенно католических церквей. Выйдите за пределы центра города, и вы почувствуете типичный социалистический стиль, в котором каждая частичка стилистической смелости воспринималась как буржуазная. Следовательно, архитектурный стиль был полностью функциональным, а не эстетическим. Короче говоря, все политические изменения, произошедшие за последние сто лет или около того, оставили свой след в культуре и менталитете людей, но первое, что посетитель может заметить, посещая город, - это архитектура. И архитектуре в этом месте наверняка есть что рассказать. Я использовал Tokina SZX 400mm, чтобы заметить некоторые из его мелких деталей.
Но давайте вернёмся к самому объективу и начнём с качества сборки. Мне нравится как он лежит в руках. Его чёрное матовое покрытие и то, как он собран создаёт ощущение качественного продукта. При подключении к адаптеру для моего Sony a7iii, а также с учётом бленды - это не совсем маленький объектив, но он удивительно лёгкий. Он даже гораздо легче моего Tokina FíRIN 20mm F2 FE AF. У объектива красивое гладкое кольцо фокусировки с большим и мягким ходом, что очень важно при фокусировке на отдалённых объектах, близких к бесконечности. В целом всё это создаёт ощущение хорошо сделанного объектива, а упомянутые вещи - это не недостатки, а специфика самого фокусного расстояния. Поэтому те, кто хочет телеобъектив с таким фокусным расстоянием, знают на что идут.
Что касается оптических характеристик, нужно знать кое-что о зеркальных линзах. Простота дизайна сопровождается небольшими компромиссами с точки зрения резкости и контрастности. По моему опыту работы с этим объективом, жаловаться не на что. Этот объектив достаточно резкий для любых нужд. В моем фотографическом путешествии я перестал быть одержим клинической резкостью объектива и начал искать характер, который есть у каждого из них. Tokina SZX 400mm в некоторой степени напоминает мне винтажные объективы, в той части как они передают изображение, и это мне лично нравится. Если говорить о резкости, то в случае этого объектива для съёмки на таком фокусном расстоянии важно правильно выставить выдержку и иметь твёрдую руку. В идеале лучше снимать со штатива. Если штатива под рукой нет, то очень помогает стабилизация изображения камеры. Я использую его на своей беззеркалке Sony, и установка правильного фокусного расстояния в настройках камеры здесь имеет решающее значение.
Когда я говорю о винтажности этого объектива, то во многом это относится к его рисунку боке. Оно не типичное; вместо привычных шаров размытия на заднем плане вы получите бубликообразные узоры. Некоторым они могут не понравиться, но я нахожу это интересным, так как они придают изображению особый ретро-характер, который я предпочитаю.
Благодаря конструкции у этого объектива совершенно отсутствуют хроматические аберрации, но есть некритичное виньетирование (на большинстве фото виньетирование искусственно увеличено для винтажности).
Короче, я считаю, что этот объектив отличный. 400 мм - это не то фокусное расстояние, которое я буду использовать регулярно. Я не буду использовать этот объектив на вечеринке по случаю дня рождения ребенка или семейной встрече. У него есть конкретное назначение - если вы любите снимать дикую природу и пейзажи на больших расстояниях, освещаете спортивные мероприятия или хотите путешествовать налегке и иметь с собой лёгкий и качественный объектив, то этот объектив для вас. Если вы знаете сильные стороны и ограничения зеркально-линзовой конструкции, вам следует приобрести Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF. Я счастлив иметь этот объектив в своей сумке для ситуаций, в которых он окажется лучшим. И мне будет интересно следить за дальнейшим развитием зеркально-линзового семейства Tokina.