Обзоры

Поездка в Заполярье с opera 16-28mm F2.8 FF. Русский север

апр 21, 2019 от Сергей Попрошаев

Вот уже третий год подряд я езжу в Заполярье. Это место меня привлекает прежде всего северным сиянием и настоящей зимней сказкой. Здесь воистину сказочная атмосфера.

Место, куда я направился в этот раз в марте месяце, был город Кандалакша в Мурманской области, а конкретнее сопка Волосяная. Она самая живописная на мой взгляд, со своими заснеженными елями и сказочными фигурами, хотя и другие тоже красивые, и я обязательно их посещу.

В эту поездку я брал с собой Tokina opera 16-28mm F2.8 FF. Это универсальный объектив, который имеет хороший угол для съёмки северного сияния и для съёмок ночного неба, а так же подходит для съёмок пейзажей. Хорошо и удобно охватывает передний план. Очень быстрая фокусировка, хотя я пользуюсь ей не так часто. Он выдержал суровые русские морозы. Единственное, хотя я считаю, что это совсем не критичное, так это то, что переключатель с автофокуса на мануал в мороз ходил туго, но я, как правило, снимал в мануале, поэтому не придавал этому большого значения, и считаю, что линза справлялась отлично с моими требованиями.

1-й день. Разведка

Поднялся на гору "Волосяная" осмотреться и прикинуть обстановку, посмотреть локации и съёмочные точки. Немного о горе. Откуда пошло название "Волосяная"? Обратимся к старым сказаниям. Согласно древней саамской легенде когда-то очень давно море выбросило на берег близ Кандалакши огромного кита, который так и остался лежать на берегу, превратившись в гору. Кит по саамски - "Валас". То есть, получается, что эта гора около Кандалакши называлась "Валас" (Валасная) или по-русски - гора "Кит" (Китовая). И она действительно похожа на кита, особенно если смотреть на нее со стороны с. Лувеньги. Вполне логичное древнее название приметной сопки.

Впоследствии картографы М.Ф. Рейнеке в 1905 году, особо не вдаваясь в историю, отметили эту сопку на карте под именем "Волостная". Наверное, слово "Волость" показалось им более правильным и солидным, хотя оно было всего лишь созвучно историческому названию.

В советские времена, скорее всего из-за досадной ошибки уже советских картографов, сопка получила название "Волосяная" (материал взят https://kandalaksha.org/interesno/1329-o-chem-molchat..).

Снега было не так много, как я себе представлял. Буквально за неделю до того, как я приехал, была оттепель, а затем сильный ветер, и я понял, что для того, чтобы сделать даже один хороший кадр, мне придется хорошо изучить местность. Вечером, когда я пришел уже к базовому лагерю и отдохнул, я решил выйти на улицу и сделать на память фото домика, в котором остановился.

Это был самый первый снимок ночного неба, снятый на Tokina. Я хотел посмотреть как он в деле и я был удовлетворен. Хороший фокус, хороший автофокус, который справился даже ночью. Я фокусировался на свете домика из окна.

Снимал я на Canon 5d mark4 и объектив opera 16-28mm F2.8 FF.

23mm, f/4, 25s, ISO3200

2-й день

Уже пошел дальше в поисках мест, так как в день разведки ничего подходящего не нашел. По пути я увидел потрясающее место, но солнце было высоко. Для себя решил не покидать этого места, хорошо осмотреться в округе, подождать закатный свет. В итоге, прождав три часа, я наконец-то дождался того, чего ждал.

Это пожалуй мой любимый кадр с этой поездки, который я снял в светлое время суток. Я искал именно такую снежную арку с интересным дальним планом. Хотел запечатлеть будто дверь/окно, чтобы зритель слегка нагнувшись прошел в него.

Здесь я использовал съёмку фокус-стекинга сделав два кадра: первый, фокусируясь на передний план, а второй - на дальний. В связке с Canon 5d mark4 я делал это очень быстро по тачскрин-экрану, используя автофокус.

23mm, f/8, 1/100s, ISO50 + фокус-стекинг

Ночью было сияние, но я уже был снизу, поэтому снимал домик. Создалась приятная атмосфера тепла и уюта, которая царила в домике, а за его пределами была суровая, русская зима со всеми полагающимися ее последствиями.

Эта ночь была сказочной. В нашем уютном домике печка попыхивала теплом, за окном трещал мороз, и ели укутывали свои мохнатые лапы в снежные одеяла. И небо, зимнее небо вспыхивало огненными лентами, дразнило зелёными драконьими хвостами, рисуя свою волшебную историю, от которой невозможно отвести глаза. В такие моменты как-то забываешь и про мороз, и про то, что нужно снимать.

Очарованный огненным шоу в небе, я стоял и думал: удивительно, а ведь для того, чтобы сказка состоялась, чтобы получилось волшебство, нужны очень простые, реальные и совсем не сказочные вещи.

Нужно приехать на север, нужен мохнатый зимний лес, нужен домик, пахнущий древесиной, нужно тепло живого огня в нём, нужны мои руки, чтобы разобрать дрова и развести огонь в печи, да ещё нужно обжигающее дыхание солнечного ветра, чтобы зажечь в небе вот эти вполне реальные, и такие сказочные узоры из света.

Для всего этого я решил снять и показать максимальный угол обзора в 16mm.

16mm, f/2.8, 10s, ISO800

3-й день

Для меня самый дальний "забег". Я направился уже на то место, где должны быть заснеженные ели. И я их нашёл. Это была небольшая поляна, в которой еще сохранились небольшие участки, которые были в закутках, поэтому ветер до них не добрался.

Кадр ценен именно тем, что в том время ели были почти без снега.. а я смог его найти, несмотря на долгий путь. К тому же здесь красивый и закатный свет. Я не смог устоять перед этим.

16mm, f/14, 1/80s, ISO100

А это была открытая площадка, на которой видно, как ели сняли свои белоснежные шубы. Однако на их фоне выделялось одно, похожее на "лохнесское чудовище", которое буквально появилось посреди моря, мимо которого я не мог пройти, чтобы не сделать кадр.

28mm, f/14, 1/320s, ISO100

Позже вечером снова было северное сияние, которое я пофотографировал. Вдали как раз сам город Кандалакша. Это небольшой город, поэтому засветки от него было мало. Необычно видеть, как над самим городом проходит полоса северное сияния, уходящая глубоко в лес.

24mm, f/4.5, 15s, ISO800

Большой слой снега укрыл какие-то сооружения. Здесь я хотел показать именно глубину снежного покрова, которая здесь выпадает, но бывает и гораздо больше.

16mm, f/2.8, 10s, ISO1600

Цель поездки - увидеть и запечатлеть северное сияние, и я это сделал. Готовясь к поездке, я обращал в первую очередь внимание на фазу Луны, чтобы ее свет не мешал фотографировать, а краски от сияния были ярче и лучше просматривались. Поехал тогда, когда Луна была молодая. Потом по специальным программам, я отслеживал активность сияния, а также погодные условия. Благо, что за мою короткую поездку все сложилось удачно.


Сергей Попрошаев

Сопутствующие товары

Больше...

Больше обзоров